Чтобы комфортно отдохнуть на яхте, сначала необходимо позаботиться о водоснабжении и канализации. Речь идет не просто о том, чтобы подготовить канистры с чистой питьевой водой, а о большем — о том, чтобы обустроить системы водоснабжения и канализации на борту, в том числе с подачей горячей воды.
Один из частых вопросов, которые возникают у владельцев яхт и катеров, — сколько стоит надежное водоснабжение и обустройство канализации на борту судна, поэтому консультанты компании «Фарватер» подготовили полезную статью с ответами.
Как устроено водоснабжение и канализация на яхте?
Водоснабжение на борту всегда начинается с цистерны. Для хранения питьевой воды используются резервуары из пищевого полиэтилена или поливинилхлорида, для сточных серых и черных вод — из металлоценового и других видов полиэтилена.
Цистерны бывают жесткими или мягкими (эластичными). Вторые используются даже при ограниченном пространстве, когда места на яхте или катере недостаточно для жестких резервуаров, но у них тоже есть минус — высокая цена.
Дороже мягких (эластичных) емкостей стоят комплектные цистерны. Они уже оснащены всем необходимым для комфортного использования воды, включая соединительные фитинги, смотровой лючок для горизонтального и вертикального монтажа, датчик для контроля над уровнем воды.
Для стабильного напора
Чтобы вода из цистерны попала в кран, используются насосы — обязательный элемент системы водоснабжения. Используются ножные помпы, которые монтируются вблизи от раковины, и электрические помпы, которые дополнительно делятся на диафрагменные и шестеренчатые.
Дороже всего стоят гидрофоры — насосы с расширительными баками, которые имеют сравнительно небольшой объем (например, 0,5 л). Они изготавливаются из нержавеющей стали, а цена оборудования зависит от объема и производителя.
Например, в интернет-магазине «Фарватер» демпфирующая емкость (напорный бак) от производителя Marco стоит 8 186 руб./шт. Как и другие товары, расширительные баки доставляются по всей России, а консультанты помогают с выбором и оформлением заказов.
Для горячей воды
Чтобы на борту пользоваться не только холодной, но и горячей водой, устанавливают бойлеры. Они представляют собой устройства для нагрева воды, которые укомплектованы трубчатыми электронагревателями (ТЭНами).
Вода в бойлеры поступает из гидрофора. Объем нагревающих устройств начинается от 20 л. Небольшие бойлеры устанавливают, чтобы получать горячую воду в душе. Цена бойлера зависит от способа его размещения (горизонтальное/вертикальное), объема и других характеристик.
Для удобной подачи воды
Чтобы комфортно готовить еду на борту, умываться и принимать душ, нужны качественные яхтенные краны, раковины, выполненные из нержавеющей стали, и душевые коробы. Оптимально — выбирать ручные самовсасывающие краны и круглые раковины толщиной не менее 0,6 мм.
Чтобы не переплачивать, заказывайте круглые металлические раковины от компании «Фарватер» — например, удобная модель толщиной 0,8 мм из нержавеющей стали SS 304 стоит 3 303 руб. при оплате заказа в интернет-магазине.
Дороже стоит душевые кабины (коробы), которые оснащаются смесителями для подачи холодной и горячей воды. Выбирайте модели, которые укомплектованы всем необходимым для мытья (например, шлангом и душевой лейкой с распределительным клапаном).
Для канализации
Обустройство канализации — вопрос не комфорта, а первой необходимости. Для отвода серых вод используются специальные фекальные канистры или системы, которые выводят отходы за борт — актуально для судов, которые в длину составляют около 7-9 м, при условии соблюдения местного законодательства.
Дешевле всего стоят, так называемые «химические» туалеты от производителей Porta Potti или Dometic. Они оснащены сливным блоком, который очищается по мере необходимости. Далеко не самое удобное, но зато недорогое решение для обустройства канализации.
Другой вариант — судовые унитазы с ручной или электрической помпой. Ручные обычно применяются на яхтах и катерах, которые не оборудованы электрической проводкой. В этом случае смыв отходов в цистерну или за борт выполняется самовсасывающим насосом.
Конечно, унитазы с ручной помпой стоят дешевле, чем электрические, но они менее удобны в использовании. Так, в интернет-магазине «Фарватер» модель с ручной помпой (LT1) стоит 20 215 руб., а более современная модель с электрической помпой (49 серия, 12V) — 39 878 руб.
Как сэкономить на обустройстве бортового водоснабжения и канализации?
Дилеры продают яхты и катера в разных комплектациях. Легко можно подобрать судно, которое оснащено современными системами водоснабжения и канализации, но только их стоимость будет на 10-15% выше, чем у «необорудованных» вариантов.
Это подталкивает будущих владельцев к выбору яхты или катера без системы водоснабжения и канализации, но с возможностью её установки, чтобы самостоятельно подобрать все необходимое оборудование и выполнить работу своими руками.
Главное в этом деле — правильно выбрать оборудование. Оно должно соответствовать особенностям конкретного судна и включать:
- цистерны,
- насосы,
- фитинги и шланги,
- кингстоны (водозаборники),
- фильтры,
- датчики уровня воды,
- краны,
- раковины и душевые коробы,
- бойлеры,
- смотровые (инспекционные) лючки,
- другие устройства.
Чтобы сэкономить, выбирайте товары для яхты и катера в компании «Фарватер», работающей с 2010 года. Все оборудование, включая жесткие и мягкие (эластичные) цистерны, бойлеры, насосы и другие товары, поставляются напрямую от производителей, поэтому в каталоге интернет-магазина действуют доступные цены.